психоанализосознанностьфилософия 2 мин на чтение окт. 24, 2017

Почему человек человеку волк?

Одна из основных идей психоанализа в том, что человек по природе своей очень эгоистичное, похотливое и жестокое животное. Я излагал эту мысль в посте "Темная природа человека".

Казалось бы, что эти идеи бесспорны и доступны для осознания каждому образованному человеку, стоит только приложить достаточно усилий для рефлексии или методов интроспекции. Стоит только внимательно проследить мотивы наших действий до достаточной глубины. Да и в целом у нас нет никаких оснований сепарировать человека от животного царства, особенно когда столько подтверждений в истории человечества неискоренимой агрессивности, лживости, аффективности сознания, антагонизма по отношению к родителям, склонность к посягательству на чужую собственность, жажда сексуальных удовольствий, отсутствие контроля во времена анархии, революций и войн, охватывающая не отдельных индивидов, но массы людей. И подтверждений этих столько, насколько хватает зрения у достоверной истории ведь.

Так вот, несмотря на все это, не мало еще людей, представляющих лагеря остракизма, которые до сих обвиняют психоанализ в том, что он видит то, что хочет видеть, и приписывает соответствующее человечеству, что не культура и сообщество сдерживает нас и очеловечивает.

М.М. Решетников, для очередного обоснования врожденной порочности человека обратился к наиболе старому и авторитетному источнику человеческой истории - Библии. В частности, Десяти Заповедям. Даже здесь можно проследить воспитательную меру для животного начала человека. Привожу их вместе с комментариями:

Почитай отца твоего и матерь твою... (т. е. не проявляй антагонизма и непозволительных мыслей в отношении родителей).
Не убивай (сдерживай свою агрессивность).
Не прелюбодействуй (не поддавайся плотскому соблазну).
Не кради (преодолевай стремление к присвоению чужого).
Не лжесвидетельствуй (старайся не лгать).
Не желай дома ближнего твоего, и не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его и т. д. (как в прямом смысле, так и в смысле — не будь завистливым).

Итак, Бог, а кто же знает нас лучше Творца, предупреждает нас, конечно, не случайно, и не против каких‑то отвлеченных вещей, а именно против тех пороков, которые скрыты в самой нашей природе, заложены в самой сущности человека, которые были и остаются нашими неизменными характеристиками.

Но это еще не все. Что же Бог предлагает нам в качестве нравственного идеала, к которому человек должен стремиться, а следовательно, исходно не обладает?

По Нагорной проповеди:

Блаженны нищие духом (признающие свою греховность).
Блаженны плачущие (т. е. скорбящие или раскаивающиеся в своих поступках или греховных помыслах).
Блаженны кроткие (смиренно переносящие обиды и не держащие зла на других).
Блаженны алчущие и жаждущие правды (усердно стремящиеся к праведной жизни).
Блаженны милостивые (всегда готовые прийти на помощь другому).
Блаженны миротворцы (избегающие ссор сами и примиряющие других).
Блаженны изгнанные за правду (принявшие муки, преследуя скорее общественные, нежели личные интересы).

Независимо оттого, считать ли Библию Божественным откровением или сводом накопленной человечеством за тысячелетия мудрости, можно констатировать в дополнение к вытекающему из Десяти заповедей, что человек по своей природе вовсе не склонен особенно скорбеть и раскаиваться в своих поступках, признавать свою греховность и стремиться к праведной жизни, приходить на помощь и избегать ссор, обрекать себя на муки без лишней (или личной) необходимости. Таким образом, мы становимся людьми в высоком смысле этого слова не столько благодаря, сколько вопреки нашей природе, преодолевая ее. И это возвышает Человека гораздо больше, чем паранаучный тезис о его «природной моральности». Человек человеку волк - не зря это изречение столь популярно.

И я думаю, что анимизм как религия в культурах многих народов древности, наделение животных душой, иногда отождествление человека и животного, выбор животного в качестве символа и тотема - все это обосновывается как раз нашим бессознательным пониманием родства изначальной натуры.

Если обращаться к современной культуре, то все фильмы про полу-людей, таких как оборотни, вампиры, ликаны, химеры и проч., как те, кто объединяет человеческий облик и неприкрытое проявление животных качеств также популярны в немалой степени из-за давление культуры на наше Эго. Поэтому, когда мы воспринимаем видео с проявлением этих качеств, наше сопереживание усиляется дополнительно.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.