Психотерапия в кино. Анализ фильма "Умница Уилл Хантинг"
Художественный фильм Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг» акцентирован на эмоционально-чувственной сфере главного героя. Поэтому и моя статья будет строиться вокруг анализа характера главного героя.
Вопреки общему мнению и ожиданиям коллег, награда за успех терапии Уилла … не присуждается целиком психотерапевту Шону.
Не буду задерживаться на пересказе фабулы, т.к. большинство видели этот прекрасный фильм, а если не видели, то очень рекомендую это дело исправить.
Шон также в фильме подается тоже как непростой, особенный психотерапевт «Уж если кто и справится…». По заветам сладеньких фильмов для нарциссичных зрителей. Ключевые слова: талантливый, с особенным подходом, преданный делу и, если позволите, как некий идеализированный образ практикующего психолога идеализирующего профессию в свою очередь. Это немного отталкивает. С другой стороны, пропагандируя именно такую чистую и беззаветную любовь к своему занятию можно взрастить настоящих Шонов, которые будут подпитываться своими амбициями. По-крайней мере первые годы =)
Уилл. Действительно большой умница. Но девиант, бунтарь, нигилист. Однако, не циник.
Прекрасно понимает свои способности, но отказывается их использовать. Он настолько бунтарь, что бунтует даже против себя. Не желает принимать правила игры социума, не желает приспосабливаться к жизни, не ставит целей. Понимая, что беды его жизни в том числе заключены в неблагополучии родного района и естественность желания покинуть его, он наоборот настроен остаться в пределах и продолжить безфронтовую войну с …собой.
Единственное, что он не отрицает - это привлекательность знаний и дружеские отношения с близкими (во многих отношениях) товарищами.
Эскапизм в книжную бесконечность логичен, именно здесь он находил приют в самое одинокое время. К тому же интенсивное чтение, поглощение знаний было также очень несвойственно всем окружающим, против которых он противостоял. Да, возможно руководящим мотивом было не желание быть начитанными и эрудированным, но нежелание быть похожим на тех, кто травмировал его все эти годы, всю жизнь.
Ребенок, не наученный любить. Не наученный уважать. Не верящий в святое. Ценящий силу. Плюющий на заветы, нормы и даже законы. Обретающий силу.
Как тут не быть девиантом? В этом мире нет ничего святого. Ваши красивые лозунги и правила рассыпаются прахом в "нашем районе". Система демонстрирует свои изъяны. Люди низки и несовершенны. Добро и сострадание – либо мифологемы, либо лишь атрибут обеспеченной жизни.
Выступая против норм социума и даже доходя до деликта, он осуществляет наказание себя. Да, единственный кто виновен во всех ужасах его жизни – он сам. Рассуждая от его лица можно спросить: Кто ж еще? Мать алкоголичка? Ее сломали условия - на этих улицах все такие. Отсутствующий отец? Не будем строить предположений в его отношении, в фильме никакой информации нет. Садисты сожители матери? Уилл прекрасно понимает, что те люди не сами сделались такими и причин злиться на них нет. Ну так кто ж виноват в том, что эта жизнь такова? Он сам. Потому, что родился. Потому, что оказался обременяющей ошибкой. Ему изначально не было места здесь.
Ну да и не больно-то хотелось.
Тем не менее дар (эйдетическая память) и тысячи прочитанных книг рождают у Уилла стремления, которые противоречат войне маргинала. Сознание Уилла, естественно, вытесняет желание учиться в колледже, получать образование, т.к. этот стандартный карамельный сценарий ему противен. Поэтому, Уилл работает уборщиком. Но в одном из лучших институтов мира, что показывает нам проявление его бессознательного и недостаточность осознанности Уилла. В последнее, между прочим, при таком уровне интеллекта, мне слабо верится конечно, ну да ладно.
По принципу борьбы он также низвергает всех приставленных к нему терапевтов. И не без удовольствия. «Эти пиджачки из хороших районов думают что они умнее меня? Смогут мне помочь? Помогите сначала себе».
Возвращаемся к Шону. Почему ему удалось, в чем его особенность? Во-первых, собственная серьезная травмированность. Уход жены – смысла жизни. Истинная преданность и любовь к делу – это не позволило ему отвернуться от первого сокрушения Уилла. Также эта черта наделяет Шона творческим мышлением и способностью нестандартного подхода.
Смекнув после первого сеанса, что Уилл за человек, переборов боль от удара он понял, что такому уникуму не подходят общие сценарии – он их априори отрицает. Поэтому необходимо брать тем немногим, чего не знает Уилл – настоящий опыт жизни, который нельзя получить из книг.
Это подано в несколько наивной, опять же идеализированной сцене, которая слишком проста и логична на мой взгляд: на следующем сеансе Шон сразу же предлагает покинуть пределы кабинета – первый шаг на пути оригинально подхода, т.е. такого никто никогда из терапевтов не делает, якобы. Честно сказать, не вижу ничего особенного в этом.
А далее он произносит подготовленный ванильный монолог, который, я уверен, по задумке сценаристов и режиссера, является центральным трогательным моментом в фильме. На удивление Уилл слушает не перебивая и впечатляется уж больно глубоко. Терапия будет продолжаться.
Я пытался классифицировать направление терапии практикуемой Шоном. Это однозначно не классический психоанализ. Хотя последующие сеансы, когда молчали оба участника очень подходят, но это единственное соблюденное условие. Современный психоанализ? Мог бы быть, но слишком много о себе рассказывал Шон, раскрывался, не была показана работа с бессознательным Уилла. Но мне симпатична техника самораскрытия. Возможно в случае Шона это тоже было отступление от его привычной методики для воздействия на Уилла.
Но все же я более склоняюсь к экзистенциальной психотерапии. Ведь во главу была поставлен жизненный путь и опыт. Общение на равных. Дружеские отношение. Важность и влияние событий жизни. Пожалуй, да.
Сеанс за сеансом Шон топил лед и пробирался сквозь стены Уилла к его душе. Когда почувствовал, что близок, он стал бить кайлом Невиновности по самой последней тонкой стенке сердце Уилла. «Ты не виноват. Ты не виноват. Ты не виноват в этом». А это ключевой момент терапии, очевидно.
Опять у меня не вышло «небольшого отзыва». И соображений, которые я хотел бы еще записать, пугающе много, сколько можно сказать об ответном влиянии Уилла на Шона в свою очередь. Взаимотерапия, так сказать. О товарищах и их участии в формировании девиантного поведения Уилла. Однако раздувать текстовый анализ не совсем благое дело.
А теперь перейдем к тем факторам, которые не меньше Шона заслуживают благодарности в преображении к лучшему Уилла.
1.Любовь. Вы уж извините, поклонники Робина Уилльямса, но без появления Скайлар в жизни Уилла не произошло бы терапевтического альянса. Она обеспечила резонанс между терапевтом и пациентом как любящих мужчин. Любовь прошедшая и наступающая. Именно через нее Шон шел к мальчику Уиллу. Не было бы Скайлар, возможно Уилл так бы и не поддался Шону, а продолжал борьбу.
2.Чакки. Но даже Скайлар не смогла убедить измениться Уилла. Даже такую сильную любовь он смог отвергнуть, как мы помним. Это был кризис терапии. Все сорвалось, это признал и Шон. Те идеалы, цели и смыслы, в которые уже потихоньку начинал верить Уилл вдруг все рассеялись из-за отъезда Скайлар. Он обозлился на нее – она также, как и мать бросает его! Она не желает жить здесь в родном районе, которому брошен вызов, месту борьбы. Он так и знал, что она его не любит. Да и он ожидал повода усомниться. Никто ему не может помочь.
И тогда происходит непринужденный разговор с верным другом Чакки. Чакки, который всегда был близок и солидарен, вдруг тоже оказывается считает, что Уиллу тут не место! Что ему следует двигаться дальше, что он способен и зря прозябает. Что должен использовать свой дар.
Без этой оплеухи Чакки наш главный герой так, наверняка, и не решился последовать за любовью.
Comments